Совершенства

Обязанность стремления к совершенству.

Христос не довольствовался только призывом людей к покаянию. Он призывал их к совершенству в уподоблении Богу: "будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Мф.5:48). Ап. Павел также говорит: "воля Божия есть освящение ваше" (1Фес.4:3); "Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями... доколе все придем... в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф.4:11-13); "мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе" (Кол.1:28); "Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2Тим.3:17). В нашем стремлении к христианскому совершенству следует различать две стороны этого стремления: освобождение от греховного состояния - "отложить прежний образ ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях" (Еф.4:22); и формирование нового человека - человека во Христе - "облекись в Господа нашего Иисуса Христа" (Рим.13:14). Освобождение от греховного состояния требует покаяния, жертвы, подавление плохих склонностей для формирования в себе доброй жизни. Формирование нового человека - это уподобление себя Христу, которое осуществляется освящением себя с помощью молитвы, святых Таинств, добрых дел. И вот "Богословие внутренней жизни", учит достижению такого христианского совершенства. Христианское совершенство не только дает нам гарантию на участие в природе Бога (а, следовательно, и вечное счастье), христианское совершенство в реализации заповеди: "возлюби ближнего, как самого себя", способствует сохранению человеческого рода через сохранение среды человеческого обитания и устранения между людьми непримиримых противоречий, порождающих ненависть и войну всех против всех с угрозой полного уничтожения человечества. Опережение в темпах технического прогресса темпов нравственного прогресса, при росте средств массового уничтожения, неизбежно приведет к уничтожению человечества от войны и загрязнения природы, если мы не добьемся противоположного, что реализуется только с помощью стремления всех к христианскому совершенству. Будучи членом Мистического Тела Христа - Его Церкви, каждый христианин своим совершенством содействует здоровью всего Тела Церкви, как член человеческого тела своим совершенством содействует здоровью своего тела. Поэтому обязанность каждого стремиться к христианскому совершенству не только из-за сверхъестественного призвания человека, но и по естественным и церковной причинам. Для христианского совершенства, особенно с целью апостольской деятельности, миряне могут объединяться в объединения под управлением руководителей.

СУЩНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВА.

1. Понятие совершенства.
Богословие внутренней жизни - это учение о существе, принципах и средствах достижения христианского совершенства.

Совершенной мы называем законченную вещь, то есть вещь в которой нет ничего недостающего ей для достижения ею своей цели в соответствии с замыслом ее творца, ее изобретателя. Примером такой совершенной вещи может быть яблоня, плодоносящая хорошими яблоками. Если бы она не плодоносила хорошими яблоками, то яблоня не была бы совершенной, ибо не осуществляла бы свою цель - плодоношение хорошими яблоками и причина ее несовершенства была бы в незаконченности ее существа, например, в болезни.

Конечной целью человека является счастье. В человеческом языке понятие "счастье", определяет состояние высшей удовлетворенностью жизнью. Это состояние сопровождается чувством глубокого довольства и радости, испытываемом человеком от удовлетворения его главных, врожденных ему потребностей, определяющих, смысл его жизни. Понятие "главные" потребности применено для отличия их от множества других, являющихся производными от главных. Например, человек имеет много потребностей в знании: знать математику, водить автомашину, ловить рыбу, играть в шахматы и т.д. Эти его потребности в конкретных знаниях являются производными от потребности всеобщего знания, которое и будет одной из его главных потребностей. Кроме потребности во всеобщем знании - знать все, у человека есть еще некоторые главные потребности. Можно сказать, что у человека есть структура главных потребностей. Эта структура главных потребностей определяется структурой человека.

Подобно тому как структура ощущений (цвет, звук, вкус, обоняние, осязание), определяется структурой их органов (глаз, ухо, язык, нос, кожная чувствительность), ибо каждый орган ощущений дает только свойственное ему ощущение, так и структура главных потребностей определяется структурой органов этих потребностей, или, короче говоря, структурой человека. Человек же структурно состоит из тела (материальное бытие) и души (духовное бытие). В свою очередь, душа имеет свою основную структуру: разум, волю и высшие чувства. Таким образом, человек по общепринятому мнению имеет четырехмерную структуру, состоящую из тела, разума, воли и высших чувств.

Что же хочет человек как телесно-духовное бытие? Каковы его главные потребности, желания?

Оказывается, что для тела человек хочет бессмертия, вечного существования. Об этом говорит инстинкт самосохранения и желание обессмертить себя в своих детях. Но не бессмертия любой ценой хочет человек, не ценой страдания. А бессмертия, вечной жизни без страдания. Наконец, человеческая душа (наше "Я") хочет не только бессмертия, но и сохранения своей индивидуальности.

Предметом разума для человека есть истина и желание знать все, ибо человек любознателен до бесконечности.

Предметом и желанием человеческой воли является свобода от принуждения.

Предметом и желанием высших чувств человека есть вечная любовь без пресыщения.

Итак, человек взятый в целом, как телесно-духовное существо, имеет врожденные ему от Бога главные потребности, от которых производны все остальные человеческие потребности. Эти главные потребности следующие:

а) вечная жизнь для души и тела без страдания и с сохранением ее индивидуальности,

б) полное знание,

в) полная свобода от принуждения,

г) вечная любовь без пресыщения.

Это главные потребности человеческой природы (остальные потребности производны от них) или главные блага для человека, притом врожденные ему, и к которым по необходимости стремится человек. В полном и вечном обладании ими и состоит человеческое счастье. Притом обладать этими благами хотят все люди. Следовательно, счастье не субъективно, как часто говорят, "что каждый счастлив по-своему". Но счастье, в принципе, объективно, то есть каждый человек хочет обладать этими благами. Субъективность счастья бывает лишь при невозможности каждому удовлетворить все свои главные потребности, названные блага. Тогда каждый выбирает себе то, что для него милее. Один - любовь; другой - свободу ("лучше умереть стоя, чем жить на коленях"); третий - знание, творчество; четвертый - жизнь (жить любой ценой). Могут возразить, что полного и вечного счастья на земле нет, ибо на земле невозможно жить вечно без страданий, все знать, быть полностью свободным и любить вечно без пресыщения. Это правда. Поэтому христианство учит, что полное счастье на земле невозможно, а может быть достигнуто лишь в будущей жизни, после воскресения мертвых, благодаря участию человека в природе Бога. На земле же возможно только относительное счастье. Но от невозможности полного счастья на земле само содержание счастья, его структура не меняется. В условиях земного существования оно состоит в наибольшем приближении (по возможности) к полному счастью, при сохранении самой структуры содержания понятия счастья.

Следовательно, быть относительно счастливым на земле означает:

а) как можно дольше жить на земле с меньшими страданиями,

б) как можно больше знать и меньше ошибаться,

в) быть как можно более свободным и внутренне и внешне,

г) как можно больше любить и быть любимым, не пресыщаясь любовью.

Названные четыре главные потребности являются главными, первичными причинами развития человеческого общества в целом и каждого человека в отдельности. Все остальные причины будут производными, вторичными, третичными и т.д.

Таков ответ теологии переживаний на вопрос о счастье и смысле человеческой жизни. Причем, - это не философия, это факты наших переживаний.

Исходя из вышесказанного совершенным человеком будет человек, способный обрести цель своей жизни - счастье (в вышеприведенном его определении). Согласно христианскому учению человек достигает счастья через участие в природе Бога путем своего соединения с Богом при сохранении своей личности.

Как достигается такое соединение с Богом? А как оно достигается между людьми? В основе единства между людьми лежит их духовное родство, родство душ. Люди с противоположной духовностью друг друга чуждаются. Какова же духовность наша и духовность Бога? Бог свят, а мы - грешны. При таком различии в духовности участие человека в природе Бога, соединение человека с Богом в духе произойти не может. Чтобы оно произошло, человек должен измениться и приобрести духовное единство с Богом. Духовное единство с Богом или соединение с Богом имеет различные степени полноты, называемые степенями совершенства.

Пётр Мамонов -"Дураков нет"

СТЕПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА.

Каждое живое существо, пока не достигнет совершенства своей природы, подлежит развитию. Так происходит с растениями, животными, так обстоит дело и с внутренней жизнью человека. Три степени христианского совершенства по богословской терминологии называются тремя путями: путь очищения - для начинающих, путь освящения - для продвинувшихся в святости и путь соединения - для совершенных. Нет четких границ между этими путями, степенями, так как соседние пути переходят друг в друга и сливаются друг с другом.

A. Путь очищения.

Его начало - это познание сущности духовной жизни и решение стремиться к совершенству. Его конец - отрыв души от греховных привязанностей и соблюдение всех заповедей.

Особенности нашего поведения на этом пути:

а) Мы учимся отличать тяжелый грех от легкого. Тяжелый грех - это своего рода бунт против Бога, неблагодарность по отношению к Нему, уход в земные привязанности, отказ от сверхъестественной цели своей жизни. Легкий грех - тоже неповиновение Богу и неблагодарность к Нему, ослабление привязанности к Богу, усиление привязанности к творениям с опасностью впадения в тяжелый грех, но еще не разрыв с Богом.

* "Когда воля направляется к чему-то, что само по себе противится любви, ведущей нас к конечной цели, грех в силу своего предмета является смертным [...], направлен ли он против любви к Богу, как богохульство, клятвопреступление и т.п. [...], или против любви к ближнему, как убийство, прелюбодеяние и т.п. [...] Напротив, когда воля грешника склоняется иногда к чему-то, что содержит в себе беззаконие, но, тем не менее, не против любви к Богу и ближнему, как пустословие, чрезмерный смех и т.п., то такие грехи - обыденные" (Фома Аквинский).

"Смертный грех - это тот, который касается серьезной материи и, кроме того, совершен с полным осознанием и с полным согласием" (Иоанн Павел II)

Серьезность материи определена десятью заповедями, согласно ответу Иисуса богатому юноше: Мк.10:19. *

(Приведенный выше текст, выделенный * цитируется по книге "Катехизис католической Церкви", Москва, изд. "Рудомино", 1996 г., стр. 433-434).

б) Мы подавляем в себе греховные склонности - источники грехов.

в) Укрепляем в себе внутреннюю свободу, учимся подчинять чувства разуму, а разум - Богу.

Очищение совершается с помощью покаяния и подавления греховных привязанностей (умерщвления). Последнее может быть или активным (исполнение обязанностей своего положения) или пассивным (преодоление препятствий как внешних, так и внутренних).

Средства очищения на этом пути:

1) Познание самого себя.

2) Познание существа христианского совершенства, средств к нему и трудностей на пути очищения.

3) Приобретение самоконтроля над собой, достигаемого с помощью моральной установки, молитв и медитаций и удержания себя от "трудовой лихорадки".

4) Использование молитв, Святых Таинств и добрых дел.

Возможные трудности на этом пути: а) утрата желания к совершенству, б) неразумный энтузиазм в совершенствовании, не учитывающий свои силы.

Б. Путь освящения.

Его начало - конец пути очищения. Его конец - легкость в избегании малых упущений и в проведении добродетельной жизни.

Особенности нашего самочувствия на этом пути:

а) На этом пути душе нудно в мысленной молитве и ее влечет к молитве чувств.

б) Душа хочет тесного единства с Богом, но она еще привязана к суете, нет чистоты намерений, в которых встречается еще много земных мотивов.

в) Уже приобретается душевное спокойствие.

Совершенствование достигается возрастанием в любви к Богу. Как следствие ее возрастания появляются различные добродетели и дары, дающие удовлетворение.

Средства к совершенству (негативные):

1) Постоянное очищение не только в делах (как на "пути очищения"), но и в чувствах, в принятии испытаний, допускаемых Богом. В результате чего достигаются успехи в смирении и молитве.

2) Работа над уменьшением недобровольных и несознательных упущений.

Средства к совершенству (позитивные):

1) Усовершенствование себя в добродетелях.

2) Полюбить Христа и подражать Ему.

3) Использование молитв, Святых Таинств и добрых дел.

Наиболее частые трудности на этом пути: а) слабость здоровья в связи с возрастом и болезнями; б) кажущееся однообразие жизни; в) нежелание бороться с трудностями; г) занятость внешними делами; д) поверхностное отношение к молитве.

В. Путь соединения.

Его начало - конец пути освящения. Его конец - совершенство в пределах земных возможностей. Человек постоянно думает о Боге, любит Его. Желания и поступки Спасителя являются побуждением всех его действий: "уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:20).

Особенности нашего состояния на этом пути:

а) Исполнение воли Божией уже не только желание, но существует в действительности, по внутренней потребности и даже по необходимости. Человек, находящийся на пути соединения совершенно освободился от земных привязанностей, любит волю Божию и легко следуют ей.

б) Человек испытывает радость от искания Бога и от обладания Им.

в) Он хочет все большего освящения и славы Божией. Поведение человека на этом пути приобретает постоянство в христианском совершенстве, мотивы поведения только сверхъестественные.

г) Такой человек спокоен. Если у него и может возникнуть некоторое беспокойство, но оно лишь внешнее, поверхностное, внутри же человека сохраняется покой. Он надеется на водительство Божие.

д) Молитва становится упрощенной, приобретает больше характер созерцательный. Такой человек постоянно соединен с Богом даже при занятиях внешними делами: "Очи мои всегда обращены к Господу" (Пс.24:15). Дары Духа Святого действуют в полную силу, добродетели приобретают степень героизма. "Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1Кор.6:17). Даже при активной апостольской деятельности у такого человека всегда сохраняется тяга к молитве.

Средства к совершенству:

1) Упражнения в добродетелях, доходящих до героической степени.

2) Принятие допускаемых Богом испытаний.

ТРИ ВИДА ЖИЗНИ В СЛУЖЕНИИ БОГУ.

Для практикующего христианина служение Богу становится потребностью. Такой христианин служит Богу всем своим существом. Но в зависимости от степени преобладания в этом служении активной или пассивной форм служения, жизнь человека можно классифицировать на три группы:

1) Активная жизнь, в которой преобладает внешняя деятельность, которая может быть умственной или физической.

2) Пассивная или созерцательная жизнь, в которой преобладает внутренняя, молитвенная деятельность.

3) Активно-созерцательная жизнь, в которой в равной мере сочетается первая со второй.

  1. Активная жизнь.

В такой жизни внешняя деятельность преобладает над внутренней, молитвенной деятельностью. К активной деятельности относится всякий труд, и умственный и физический. Но труд - не самоцель. Его мотив - спасение. В связи с этим существует богословие человеческого труда. Богословие труда - это его принципы с точки зрения Божией воли.

1-й принцип: искупительный характер труда. После грехопадения труд приобретает значение тяжелого наказания за грехи: "За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе... в поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт.3:17-19). Труд может служить средством покаяния за наши грехи. Богословие видит в человеческом труде более или менее добровольное участие человека в искупительных страданиях Христа и отсюда считает человеческий труд одним из путей искупления человеческих грехов (смотри Быт.3:16-19).

2-й принцип: творческий характер труда. Человеческий труд является соучастием человека в творчестве Бога. Ибо преобразование мира человеческим трудом является как бы продолжением деятельности Бога, сотворившего мир. Если до сотворения человека Бог один творил мир, то с появлением человека, человек соучаствует в творчестве Бога. В связи с этим Бог призывает человека: "Наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт.1:28). В воле Божией труд является нормальным занятием человека: Бог поселил человека в саду Эдемском "чтобы возделывать и хранить его" (Быт.2:15-16). Вместе с Богом, в сотрудничестве с Ним человек должен улучшать мир.

3-й принцип: эсхатологический характер труда. Он рассматривает труд в перспективе конечной цели человека. Посредством труда развиваются физические и духовные способности человека. Труд формирует личность и чувство личного достоинства человека. Трудом удовлетворяются потребности человека. Труд преобразует, усовершенствует мир, способствует его материальному, моральному и культурному развитию, обеспечивает благосостояние человека, его семьи и общества. Трудом осуществляется Провидение Божие и спасение человека.

Рекомендации к трудовой деятельности.

а) Найти свое призвание в жизни и принять его.

б) Соблюдать иерархию ценностей в труде: вначале делать необходимое, затем полезное и лишь потом - приятное.

в) Работать с чувством сотрудничества с Богом, добросовестно и совершенствовать квалификацию своего призвания.

г) Труд в соответствии с его особенностями и обстоятельствами должен сопровождаться отдыхом.

д) Труд должен соединяться с молитвой, дающей вдохновение, рассудительность и трудолюбие.

е) Всякий "трудящийся достоин пропитания" (Мф.10,10). "Кто не хочет трудиться, тот и не ест" (2Фес.3,10).

Б. Cозерцательная жизнь.

В ней молитвенное общение с Богом преобладает над внешней деятельностью. К молитвенному общению, кроме самих молитв, относятся также: духовное чтение, размышления, участие в религиозных конференциях, в покаянных действиях и т.п. Евангельским примером созерцательной жизни является образ Марии в противоположность образу Марфы (Лк.10:38-42). Созерцательная жизнь в Церкви всегда ценилась. В ней всегда существовали люди, целиком посвятившие себя созерцательной жизни и даже монашеские ордена. Созерцательная жизнь воспитывает святых, служит для христиан примером благочестивой жизни и школой молитвы.

В. Активно-созерцательная жизнь.

Активно-созерцательная жизнь соединяет труд с молитвой, которые взаимно проникают и переплетают друг друга. В такой жизни созерцание, как бы кровь, питающая и оживляющая активную жизнь. Созерцательно-активная жизнь теоретически совершеннее созерцательной. В такой жизни первенство следует отдавать молитве. Так поступал Христос и святые, внешней деятельности которых предшествовал период скрытой жизни в пустыне, где они занимались молитвенной жизнью. Следует избегать трудовой лихорадки, когда созерцательная жизнь приносится в жертву активной жизни. Молитва и труд должны взаимодополнять друг друга.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Return to Top ▲Return to Top ▲